Особенности системы ГЛОНАСС для авто

Транспорту

Количество машин на наших дорогах увеличивается с каждым днем. Из-за чего повышается и риск ДТП, в которых ежегодно гибнут десятки тысяч человек. Но многих людей можно спасти, если вовремя прибудет медицинская помощь. В том числе и для решения проблемы снижения смертности на дорогах и была разработана система ЭРА-ГЛОНАСС, являющаяся составляющей российской системы спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС.

Что такое ЭРА-ГЛОНАСС

глонасс на авто, что такое глонасс в автомобиле

ЭРА-ГЛОНАСС — автоматизированная государственная информационная система (ГАИС) России, предназначенная для быстрого реагирования при чрезвычайных ситуациях. Оператором данной системы является ОАО «ГЛОНАСС».

Комбинация букв «ЭРА» означает «экстренное реагирование в случае аварии». Вторая часть названия «ГЛОНАСС» расшифровывается как «Глобальная навигационная спутниковая система».

Система способствует оперативному получению информации о дорожно-транспортных происшествиях и других ЧП на автомобильных дорогах Российской Федерации, обработке этих сведений, их хранению и передаче в аварийно-эксплуатационные службы, а также доступу к этой информации различным категориям лиц.

Сейчас действует требование об обязательном оборудовании всех производимых и импортируемых в РФ автомобилей устройствами вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС) с системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Оно вступило в силу с 1 января 2017 года.

Внедрение этой системы сократило время реагирования в случае аварий и других чрезвычайных ситуаций, тем самым снизив смертность на дорогах и повысив безопасность грузового и пассажирского транспорта.

В новых автомобилях такая система устанавливается прямо на конвейере автопроизводителя. Старые авто, перевозимые через границу, должны быть оснащены таким устройством в качестве дополнительного компонента, чтобы автомобиль мог с успехом пройти таможенную проверку.

Принцип действия в авто и устройство системы

Не все люди понимают, как спутники показывают их местоположение объектам на земле. Определение координат осуществляется путем измерения расстояния от точки до нескольких видимых спутников. Результат рассчитывается на основе времени передачи сигнала со спутника на приёмник позиционирования.

Чем больше количество спутников, тем точнее рассчитываются координаты. Наличие на орбите 24 спутников ГЛОНАСС позволяет равномерно распределять их в каждом полушарии. Таким образом, в любом месте над горизонтом Земли можно увидеть, как минимум четыре космических аппарата, не считая запасных.

При выходе из строя одного из штатных спутников резервное устройство может быстро его заменить. Несмотря на то, что такие спутники резервные, они работают и повышают точность позиционирования.

Устроена система следующим образом: ЭРА-ГЛОНАСС состоит из бортового оборудования, находящегося в авто, и информационной операторской платформы. Связь между компонентами осуществляется посредством сотовой связи.

Технические требования

Во всем мире требования к УВЭОС и их работе регулируются положениями Организации Объединённых Наций. На территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) эти требования были описаны в 2011 году при утверждении Технического регламента (ТР) Таможенного союза и обязательны к выполнению для всех его стран.

Позже аналогичные требования были приняты Европейским Союзом. Таким образом, автотранспорт, поставляемый в Российскую Федерацию, Республику Беларусь, Республику Армению, другие страны ЕАЭС и Европы, содержат аналогичное оборудование УВЭОС.

Технические требования к системе определены многими стандартами, разработанными при её создании. Согласно «Регламенту технической безопасности» Таможенного союза (в редакцию принят 30 января 2013 г.), оснащение системой «ЭРА-ГЛОНАСС» автомобилей соответствующей категории проходило в следующие сроки:

  • с 1 января 2015 года — автомобили, проходящие процедуру подтверждения соответствия регламенту впервые;
  • с 1 января 2016 года — авто, используемые для пассажирских коммерческих перевозок и перевозки опасных грузов, твёрдых бытовых отходов и мусора, выпускаемые в пределах Таможенного союза;
  • с 1 января 2017 года — все автомобили, которые находятся в обращении в пределах Таможенного союза.

Согласно стандарту ГОСТ, в транспортном средстве, вмещающем до 9 человек (авто категории M1.1), должно быть установлено устройство, которое может обнаруживать и передавать данные о столкновении. Другие виды автомобилей могут быть оснащены только оборудованием, поддерживающим ручной аварийный вызов.

Какие данные собирает система

В случае столкновения оборудование внутри транспортного средства анализирует тяжесть аварии и определяет координаты места ДТП с помощью спутников. Также устройство может определить, пристегнут ли пассажир в кабине ремнем безопасности. Это необходимо для прогнозирования количества жертв или раненых.

Система срабатывает при лобовых, боковых и задних столкновениях. Вы также можете отправить сигнал SOS вручную. Для этого достаточно нажать на специальную кнопку. После этого вас соединят с оператором колл-центра, которому нужно будет объяснить все детали происшествия.

Сфера применения

Разработка системы осуществлялась в рамках проекта, одобренного Комитетом под председательством президента Российской Федерации и направленным на содействие модернизации и технологическому развитию российской экономики.

Изначально система безопасности (2009—2012 года) разрабатывалась ПАО «Навигационно-информационная система», затем руководителем проекта была определена организация Некоммерческое партнерство «ГЛОНАСС».

Первым серийным автомобилем, оснащенным системой ЭРА-ГЛОНАСС, стала Lada Vesta.

Уже в июле 2013 г. система прошла апробацию в полутора десятке регионах России, а в октябре того же года были проведены комплексные испытания в 63 регионах РФ. В декабре 2013 года система была отправлена на реализацию по всей России. 1 января 2015 года ЭРА-ГЛОНАСС начала промышленный выпуск и широкую эксплуатацию.

С помощью аппаратного и программного обеспечения, использующего спутниковые сети для определения местоположения, можно реализовывать несколько задач:

  • Глобальная навигация по транспортному трафику. Основная функция. Это устройство представляет собой улучшенную карту: координаты, определенные терминалом, помещаются на карту местности, и отображается наилучшее направление движения к определенной точке.
  • Использование в системах мониторинга транспорта. Компании, которым необходимо отслеживать движение своих транспортных средств, могут в любой момент проверить местонахождение конкретных автомобилей.
    Помимо прямого отслеживания перемещений авто, диспетчеры также имеют возможность контролировать соблюдение ограничений скорости, графиков работы / отдыха водителей, сохранности груза в рефрижераторных контейнерах и уровня топлива в баках / цистернах.
  • Применение в беспилотных автомобилях. Для беспилотников основными элементами управления являются спутниковые навигационные системы и датчики, считывающие параметры окружающей среды.
    Это оборудование уже находится в производстве и тестировании, в том числе на автомагистралях Российской Федерации. По мнению специалистов, в ближайшее время доля беспилотных автомобилей на дорогах увеличится.

Также система активно используется в противоугонных целях. Детектор ГЛОНАСС, скрытно установленный в автомобиле, может издавать специальный сигнал при изменении координат автомобиля без участия автовладельца. Кроме того, устройство может периодически отправлять сообщения с указанием местонахождения машины.

Нюансы установки кнопки ГЛОНАСС

ЭРА-ГЛОНАСС — это готовый к установке комплект, включающий модем, навигационный набор микросхем, динамики, микрофон, антенну и так называемый блок пользовательского интерфейса BIP-a с двумя основными кнопками. Первая составляющая — это кнопка SOS, а вторая включает режим самодиагностики.

глонасс контроль, система глонасс на авто

Стоимость покупки и установки системы ЭРА-ГЛОНАСС колеблется от 10 000 до 30 000 рублей (зависит от конкретной модели авто и сложности монтажа).

Само оборудование сначала испытывается как составная часть транспортного средства: оно устанавливается на кронштейне для проверки рабочих характеристик, в соответствии с соглашением, устойчивости к внешним воздействиям негативного характера, в том числе стойкости к пыли и влаге.

Затем оборудование устанавливается в само транспортное средство в рамках испытаний — чтобы проверить качество звука в салоне автомобиля, так как очень важно, чтобы оператор четко слышал голос пострадавшего, не было эха, а звук был легко читаемым.

Будут ли принудительно заставлять ставить систему на авто

Ходит слух, что все автовладельцы должны приобрести терминалы ЭРА-ГЛОНАСС. Но это не так. Фактически, согласно проекту нового ТР на колёсную технику Таможенного союза, с 1 января 2015 года терминалами ЭРА-ГЛОНАСС будут оснащаться только новые модели легковых автомобилей.

Модели, одобренные до начала 2015 года (фактически с лицензией), будут использовать и продаваться без терминалов (на территории РФ). Хотя автовладельцы могут устанавливать терминалы ГЛОНАСС по мере необходимости и своему желанию.

Зарубежные аналоги

Во многих развитых странах существуют свои аналоги системы ГЛОНАСС. Поговорим о самых интересных из них.

Евросоюз

установка мониторинга глонасс, глонасс на легковой автомобильС 2001 года в странах ЕС разрабатывается система ECall. Согласно плану, все автомобили, проданные в Содружестве с 2015 года, должны быть оснащены навигационным и коммуникационным оборудованием, подающим сигнал в результате аварии, и передающим информацию о местонахождении авто в ближайшую контрольную точку.

В целях дальнейшего продвижения плана ECall Европейская комиссия учредила в 2004 году Координационный комитет EeIP (Европейская платформа внедрения ECall), в задачу которого также входит взаимодействие с ЭРА-ГЛОНАСС. Окончательный запуск ECall был произведен в 2018 году.

В настоящее время представлено полное информационное взаимодействие между ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и системой eCall.

Казахстан

В Казахстане аналог системы ЭРА-ГЛОНАСС носит название ГАИС «ЭВАК», что расшифровывается как — экстренный вызов в случае аварии. С 1 января 2019 года данная система была отправлена в коммерческую эксплуатацию.

19 ноября 2019 года в Москве между АО «ГЛОНАСС», оператором ЭРА-ГЛОНАСС ГАИС, и Казахским институтом космической техники и технологий, оператором ЭВАК, было подписано соглашение о сотрудничестве.

Партнерство обеспечивает автоматизированный обмен информацией для систем экстренного реагирования в случае дорожно-транспортного происшествия, что помогает повысить безопасность дорожного движения для граждан России, путешествующих по Казахстану, и граждан Казахстана в Российской Федерации.

Япония

С середины 1980-х годов на всех дорогах страны была задействована интеллектуальная транспортная система, в которой автоматически спроектированы функции управления дорожным движением. На все автомобили устанавливали специальное оборудование, используемое для контроля положения и состояния автомобиля.

Передача управляющей информации и сигналов, а также двусторонняя связь с водителем осуществляется диспетчерской службой быстрого реагирования под названием VICS. В результате успешной эксплуатации этой системы количество смертей на дорогах в Японии значительно снизилось.

США

С 2001 года американские власти реализуют проект E911, который автоматически передаёт данные местоположения авто при вызове службы спасения 911. Дальнейшим развитием проекта является внедрение программы NG9-1-1 в 2006 году. В 2010 году система была окончательно протестирована и внедрена в широкие массы.

С помощью сервиса каждый пострадавший имеет возможность использовать любой метод связи для вызова спасателей, оператор в свою очередь может получать данные о местоположении со стационарных и мобильных телефонов, а также от автоматических датчиков, которые активируются в случае аварии.

Но у этой страны есть и более известное изобретение — GPS. Оно синхронизировано с вращением Земли, а ГЛОНАСС перемещается независимо. Американская система расположена около экватора, а российская — ближе к полюсам. Благодаря этой схеме ГЛОНАСС превосходит GPS по качеству сигнала на севере.

Как правило, системы ГЛОНАСС и GPS используются одновременно во всем мире, что значительно повышает точность позиционирования.

Бразилия

В Бразилии реализуется национальный проект SIMRAV (Integrated System of Monitoring and Automatic Vehicle Register) — комплексная система мониторинга и регистрации транспортных средств. Но изначально сервис создавался как противоугонное средство, может поэтому страна занимает первое место в мире по угонам автомобилей.

С 2013 года началось оснащение пользовательскими терминалами всех автомобилей, собираемых и импортируемых в Бразилию. До этого запуск системы откладывался 8 раз.

ОАЭ

С 2021 года все новые модели, поступающие в ОАЭ, должны быть оснащены системой eCall в соответствии со стандартами Национальной организации связи, информационных технологий и средств массовых коммуникаций ОАЭ — ESMA (Emirates Authority For Standardization and Metrology).

глонасс авто, глонасс что это такое в машине

В настоящее время к системе ЭРА-ГЛОНАСС подключено более 3 млн российских автомобилей. Установка этой системы значительно увеличивает шансы на получение своевременной помощи. Благодаря ЭРА-ГЛОНАСС было спасено уже большое количество людей и можно с уверенностью сказать, что безопасность автомобилей постепенно переходит на совершенно иной уровень.

Оцените статью
GpsTag.ru
Добавить комментарий

  1. eugeniz

    Ехали вчера вечером на нашей Весте домой. Ходовых огней хватало, поэтому ближний свет не включал, соответственно кнопки не подсвечивались. И надо стало включить свет в салоне, я и нажал кнопку, а раз свет не загорелся тормознул придержал буквально на 2-3 секунды…
    И пошел вызов, ещё через 15-20 секунд раздался из динамика женский голос: «Эра-глонасс. Что у вас произошло?»
    Я извинился и объяснил что нажал случайно, мне на это ответили чтобы я в будущем исключил случайное нажатие кнопки вызова и отключились.
    Офигеть! Работает! Не то чтобы я сомневался, но было приятно что система работает чётко.

    Ответить
  2. Onecrush

    Тотальная слежка — был на обучении по ЭРА-ГЛОНАСС, там черным по белому сказано: он передает последние данные за минуту до ДТП, а как он определяет что будет ДТП?! Правильно! Он постоянно мониторит все данные о движении ТС в режиме реального времени и хранит их где-то. Этих терминалов есть сим-чип и АО ГЛОНАСС может получить доступ к терминалу в любое время отправив определенную команду ( обновить ПО или настройки терминала и т.д.). База данных о ТС хранится на серверах АО Глонасс… Ну и мелочь — наличие микрофона, где гарантия, что оператор не может прослушать и записать разговор в автомобиле?

    Ответить