ГЛОНАСС — система спутникового мониторинга транспорта

Транспорту

Совсем недавно о разработке ГЛОНАСС простые обыватели даже не слышали. Это был военный стратегический объект. Современный же быт автовладельцев не видит себя без использования мониторинга навигационной системы. А для предпринимателей ГЛОНАСС стал надежным помощником для контроля работы водителей и снижения затрат на горючее и ремонт транспорта.

мониторинг транспорта gps глонасс, найти машину по глонасс онлайн

Что такое система спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС

Само понятие ГЛОНАСС подразумевает систему из 26 спутников, основная работа которых направлена на обнаружение местонахождения объекта. Затем информация транслируется на соответствующее наземное принимающее устройство.

Система ГЛОНАСС имеет российское происхождение, но в основе лежат принципы GPS навигации, являющейся детищем Министерства обороны США.

Возможности спутниковой системы широко используются в различных отраслях производства, хозяйственной деятельности и частными лицами. Одним из вариантов применения передающих сигналов ГЛОНАСС является мониторинг транспорта.

Мониторинг транспорта ГЛОНАСС — это совокупная работа спутниковой навигации, наземного компьютерного оборудования/приложений, контроллеров, трекеров, датчиков. В общем понятии разработка направлена на отслеживание движения автотранспорта и контроль за его приборами.

Различают online и offline мониторинг. Первый способ подразумевает работу системы в режиме реального времени. Во втором случае происходит запись информации на цифровые носители с последующей выгрузкой в электронный документ.

Мониторинг имеет два вида. Оба варианта подключены к спутниковой системе ГЛОНАСС и позиционируются с облачным хранилищем, но в то же время существенно отличаются.

Удаленная система навигации ГЛОНАСС

Именно ее чаще всего используют владельцы автопарков. Услуга заключается в следующем:

  1. На автомобильное средство устанавливают терминал, обеспечивающий связь со спутником.
  2. Компьютерное оборудование предприятия оснащают программным обеспечением.
  3. Приложение принимает и обрабатывает информацию, полученную со спутника.
  4. Совокупная работа терминалов и программного обеспечения позволяет отслеживать движение автомобилей в режиме реального времени.
  5. Дополнительно существует возможность оснастить транспортное средство датчиками контроля топлива, фиксации ударов при ДТП и т. д.

Таким образом, система ГЛОНАСС, как и ситема GPS выступает в качестве связующего звена в мониторинге транспорта и выполняет задачу:

  • по обнаружению автомобиля;
  • ведению автосредства по маршруту;
  • приему и передачи сигналов по дополнительным услугам.

gps glonass мониторинг, gps глонасс мониторинг автотранспорта

ЭРА-ГЛОНАСС

Работа системы направлена на реализацию экстренного реагирования служб спасения и иных подразделений при авариях/чрезвычайных ситуациях. Работоспособность обеспечивается следующим образом:

  1. Как и в первом варианте, на автомобиль устанавливают спутниковый терминал, но он имеет модуль мобильной связи.
  2. Транспортное средство оснащается переговорным устройством и ТК (тревожной кнопкой). Ее водитель активирует ручным способом. По желанию владельца специализированная организация может поставить автоматические датчики, срабатывающие при столкновении, перевороте автомобиля и пр.
  3. В аварийной ситуации при поступлении сигнала с терминала спутник определяет нахождение автосредства и посылает его координаты в службу реагирования. Так же система определяет характер повреждений, марку авто, тип двигателя.
  4. Оператор связывается с водителем по переговорному устройству, уточняет детали и отправляет на помощь соответствующую экстренную службу.

Основное назначение ЭРА-ГЛОНАСС — это определение места аварии и передача информации оператору. Но прогресс не стоит на месте. По состоянию на 2021 год АО «ГЛОНАСС» (оператор государственной информационной услуги ЭРА-ГЛОНАСС) готов предложить потребителям и  более широкий спектр услуг.

Законодательная сторона

У многих людей возникает два вопроса: законно ли слежение с использованием системы ГЛОНАСС и является ли установка оборудования обязательной? Опираясь на нормативную базу, специалисты пришли к выводу:

  • Относительно частных лиц. Использование ГЛОНАСС для контроля перемещения граждан, не дававших согласия на проведение процедуры, является незаконным. Это нарушает право человека на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки и пр. Об этом говорит ст. 23 Конституции РФ.
  • В трудовых отношениях. Применение системы мониторинга соответствует законодательным аспектам, т. к. не противоречит пунктам Трудового кодекса. Однако здесь есть нюансы.
    Если работодатель локально не оформил подключение транспорта к системе соответствующим образом (издание приказов о назначении ответственных лиц, получение согласия с работника и проведение пр. корпоративных действий), контроль будет расцениваться как слежка за частным лицом.

Но существуют и обязательные требования к установке системы мониторинга транспорта ЭРА-ГЛОНАСС. Они регулируются:

  • техническим регламентом таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» п. 4 пп.13;
  • Постановлением правительства от 22 декабря 2020 г. № 2216 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации».

Обязанность касается:

  • владельцев автопарков с автобусами, троллейбусами, иным транспортом для перевозки пассажиров (последнее относится и к частникам, если в их собственности есть автомобиль с количеством пассажирских мест 8 и более);
  • коммерческих организаций и частных лиц, в распоряжении которых имеются машины грузоподъёмностью от 3,5 и более тонн.

Функционал системы ГЛОНАСС

У системы ГЛОНАСС широкий спектр возможностей. Они включают базовый функционал и дополнительные услуги.

Наглядно ознакомиться, как происходит контролирование движения авто, можно из видеоролика:

Контроль маршрутов (перемещений)

Владелец автопарка способен самостоятельно составлять маршрут передвижения транспорта. Это определение геозоны на карте населенного пункта/участка дороги путем обозначения контрольных точек. Альтернативный вариант — создание задания, после чего ПО само проложит оптимальный маршрут.

Таких заданий может быть несколько. Все они отражаются в панели контроля маршрутами в личном кабинете пользователя.

Функция позволяет увидеть:

  • наименование объекта движения (марка автомобиля);
  • местоположение объекта;
  • геозону;
  • время активации маршрута;
  • время опережения/отставания от графика;
  • выход за пределы геозоны;
  • среднюю скорость передвижения и пр.

Используя систему, оператор отслеживает перемещение транспортного средства на всём пути следования от заданных контрольных точек. Частота обновления информации 0,1-1 Гц, скорость передачи — 0,15 м/с

На начало ноября 2021 года точность определения положения объекта составляла 2,4 м. К 2030 году планируется максимально сократить погрешность за счёт запуска на орбиту 13 спутников нового поколения, внедрения новых стандартов частоты и усовершенствования наземного принимающего оборудования.

Объекты мониторинга

Навигационной системой обязательно оснащают транспорт для массовой перевозки людей (в том числе групп детей). Сюда относятся:

  • автобусы;
  • троллейбусы;
  • трамваи;
  • пассажирские поезда.

В обязательную группу входят грузовые автомобили, перевозящие опасные и тяжелые грузы. Это объекты, обозначенные категорией N.

По состоянию на 2021 год владельцы легковых автомобилей не обременены «обязаловкой» для оснащения личного транспорта ГЛОНАСС. За исключением отдельных авто, ввозимых на территорию РФ из-за рубежа. Для них требуется установка ЭРА-ГЛОНАСС.

Систему ГЛОНАСС используют не только для мониторинга автомобильного транспорта. С одинаковой эффективностью оборудование работает:

  • На авиатранспорте. Здесь основной функционал сосредоточен на этапах маневрирования воздушного судна в зоне аэродрома и при посадке. Ранее с этой задачей справлялись с помощью наземных радиотехнических средств.
  • На морских суднах. Навигация для водного транспорта всегда играла важную роль. Но ГЛОНАСС помимо прямого назначения позволяет своевременно получать информацию о неисправностях корабля, сигналы бедствия.
    Использование системы даёт свободу при маневрах в узких каналах, шлюзах, проливах. Плохие погодные условия (туман и пр.) и природные явления (ледоход) с внедрением спутниковой навигации перестали быть преградой для выхода в открытые водные бассейны.

Пробег и расход топлива

В мониторинг ГЛОНАСС входит возможность контролировать расход топливно-горючих материалов и пробег транспорта, в том числе в дистанционном режиме. Цель достигается путём установки дополнительного оборудования (трекеров, датчиков топлива и счётчиков).

Контроль топлива происходит следующим образом:

  • в бак устанавливают специальный датчик;
  • фиксируют начальный уровень топлива;
  • по мере передвижения автомобиля происходит передача данных о скорости, расходе топлива при движении на холостом ходу, на разных (специфичных) участках маршрута, заправках, сливах и пр.;
  • информация через спутник поступает на сервер, а затем на оборудование оператора.

Существует несколько разновидностей датчиков. В зависимости от вида устройства погрешность составляет от 1 до 10%.

Альтернативными вариантами считаются установка датчиков на периферийные устройства автомобиля, систему управления двигателем и т. д., которые фиксируют действия водителя (в том числе незначительное нажатие педали газа) по управлению транспортом, влияющие на подачу топлива.

Пробег в мониторинге рассчитывается двумя способами. Каждый из них не совершенный. Методы:

  • получение информации о расстоянии, пройденном между контрольными точками маршрута;
  • считывание данных с других устройств (одометра и пр.) с позиционированием их в мониторинге.

Вычисления имеют вероятную погрешность. При первом варианте расчета она составляет 1,5%. Второй способ совсем неидеальный. Только на бортовые одометры изготовители отводят до 10-15% погрешности без учёта износа ходовой части автотранспорта.

Оценка манеры вождения

В целях сохранения груза, уменьшения нагрузки на ходовые части автотранспорта, снижения затрат на топливо и риска участия в ДТП и т. п., в мониторинге ГЛОНАСС отдельное место отводится качеству вождения. Суть заключается в следующем:

  1. На борт авто устанавливают GPS трекер со встроенным акселерометром. Прибор измеряет проекцию ускорения, собирает и обрабатывает данные.
    Более дорогие модели представляют собой телематические комплексы. Они дополнительно способны считывать информацию с периферийных устройств, встроенных датчиков и прочего машинного оборудования.
  2. Далее происходит цифровой анализ, и пользователь получает полный отчёт, в котором зафиксировано резкое торможение, снижение/увеличение скорости на разных этапах маршрута, превышение скорости, количество штрафов, пробег и др.

Сама оценка вождения в итоге представляет собой бальную систему. Определенное количество нарушений снижает оценку.

Отчеты

Система дает возможность по каждому критерию мониторинга создавать отчет. Он формируется автоматически на основе собранных сведений. Представляет собой табличную форму с цифровыми данными или графиками и диаграммами.

мониторинг автотранспорта глонасс, глонасс общественный транспорт

Для удобства пользователь способен создавать шаблоны. Здесь он устанавливает наиболее подходящие для отчетности показатели. Шаблон доступен к корректировке.

Отчеты можно хранить на электронном носителе или экспортировать в EXCEL/PDF/HTML документ. Также скомпонованные данные доступны к онлайн просмотру, т. к. длительное время хранятся в облачном хранилище.

Экстренное информирование

По желанию клиента на транспорт возможно установить дополнительные трекеры, способные фиксировать удары, перевороты и иные признаки аварийных ситуаций. При помощи датчиков получают информацию о нарушениях работы двигателя, ходовой части и пр.

Дополнительное оборудование через спутники сигнализирует пользователю о ЧС путем пересылки уведомлений. Установка системы ЭРА-ГЛОНАСС позволяет передавать информацию об экстренных ситуациях через оператора в соответствующую службу спасения.

Преимущества ГЛОНАСС

Часто рядовые автомобилисты и начинающие владельцы автопарков не видят разницу между навигационными системами GPS и ГЛОНАСС либо считают, что это одно и тоже. При желании обзавестись спутниковым сопровождением следует понять, в чём отличие.

Особенности:

  • Движение спутников GPS синхронно движению Земли. ГЛОНАСС не позиционируется с вращением земного шара. Этот параметр увеличивает стабильность работы системы, но снижает срок службы спутников.
  • GPS базируется на кодовом разделении каналов, ГЛОНАСС работает на частотном.
  • Сигналы GPS покрывают 100% земного шара. ГЛОНАСС покрывает 100% территории РФ и 70% мирового пространства.
  • Точность у GPS выше, но у ГЛОНАСС заложена возможность снижения погрешности за счёт ввода в эксплуатацию усовершенствованных моделей спутников. США лишь выпускает на орбиту дополнительное количество агрегатов.
  • Сигналы GPS лучше улавливаются на экваториальных и приближённых к ним территориях. ГЛОНАСС успешнее работает в полярных широтах.

Несмотря на достоинства GPS навигации, разработчики отечественного оборудования и пользователи системы мониторинга транспорта говорят о ряде преимуществ использования именно ГЛОНАСС. К плюсам относят:

  • надежность орбитальных аппаратов — изначально спутниковая система предполагала использование в обороне;
  • круглосуточный режим работы;
  • возможность прокладывания маршрута в совершенно незнакомых местностях;
  • сохранение единожды проложенного маршрута в памяти устройства;
  • защиту от угона (при соответствующих настройках возможно дистанционно блокировать работу двигателя);
  • сохранность груза (достигается путём установки электронных пломб с возможностью вскрытия их только через веб-приложение на ПК владельца);
  • выход из строя какого-либо элемента комплекса не ведет к остановке работы мониторинга — все датчики и базовые устройства имею встроенный аккумулятор и карту памяти.

Оборудование

Мониторинг автотранспорта возможен только при совокупной работе орбитального и наземного оборудования. ГЛОНАСС в автотранспорте представляет собой набор устройств. Комплектация бывает разнообразной, в зависимости от потребностей заказчика.

Составные приборы:

  • терминал — основной блок, собирающий информацию с датчиков и передающий сигнал спутникам;
  • трекер — главный элемент отслеживания объекта (именно сигнал трекера обозначает местоположение автомобиля);
  • датчики — это небольшие сенсоры, различаемые по функциональным обязанностям (датчики уровня топлива, контроля моточасов, угла наклона, температуры, контроля количества пассажиров и пр.);
  • при наличии в машине CAN-шины возможна установка CAN-считывателя данных.

Разработкой и производством аппаратуры для ГЛОНАСС мониторинга занимаются крупные предприятия. К ним относятся АО «Российские космические системы», ФГУП НИИ КП, Ижевский радиозавод, ЗАО КБ «НАВИС» и многие другие.

Продажей и специализированной установкой оборудования занимается множество дистрибьюторов и дилерских компаний. В их числе крупные мобильные операторы.

Расценки на оборудование варьируются в зависимости от категории транспорта. Приблизительная стоимость:

  • на легковое авто базовое устройство обойдётся около 7 000 руб.;
  • на пассажирский транспорт понадобится примерно 10 000 руб. за базовый комплект;
  • за комплектацию грузовой машины с одним топливным баком в среднем уйдет 15 000 руб.

Программное обеспечение

ПО для мониторинга транспорта ГЛОНАСС выпускают многие компании, в том числе сотовые операторы. Популярными разработчиками являются:

  • ГЛОНАСС Soft;
  • Wialon;
  • Omnicomm Online;
  • Megafon и др.

Хороший поставщик оборудования обычно имеет собственное ПО. Специалист сразу устанавливает и настраивает программное обеспечение. Считается, что оно не требует оплаты. Но стоимость программы чаще всего уже заложена в услуги компании.

Работа системы ГЛОНАСС только условно называется бесплатной. Да, сам спутник принимает и передает сигналы безвозмездно.

Но посредником в передаче и хранении данных является какой-либо сервер, сотовый оператор и т. п. А их услуги никогда не были бесплатными. Если при установке ПО стоимость не оговаривается отдельно, значит плата заложена в цену оборудования, монтажа и пр. мероприятий.

По желанию комплект можно приобрести самостоятельно. Тарифы варьируются. Минимальная плата составит примерно 500 руб. на один объект. Самостоятельная настройка ПО для простого обывателя окажется сложной.

Как установить ГЛОНАСС

Предпочтительно доверить монтаж ГЛОНАСС специалистам. Часто поставщики сразу предлагают установить оборудование на авто и подключить / настроить ПО. Они будут нести ответственность за корректную работу устройств.

Если хочется сэкономить, можно попробовать провести подключение самостоятельно. Однако такая операция успешно проходит преимущественно при установке на легковую машину.

Для грузовых автомобилей требуется большее количество дополнительного оборудования. Человеку без достаточных знаний такая работа не под силу.

gps контроль транспорта оборудование, установка системы мониторинга глонасс

ГЛОНАСС стал серьезным конкурентом GPS, грозящий в перспективе обойти по показателям точности и стабильности работы американского аналога. А мониторинг транспорта посредством навигационной системы набирает все большую популярность среди автовладельцев, благодаря внедрению в функционал дополнительных вариантов контроля.

Оцените статью
GpsTag.ru
Добавить комментарий

  1. Alevalerche

    Живой пример:
    Еще несколько лет назад обратилась фирма, занимающаяся сдачей легковых автомобилей в аренду. На машины были установлены приборы и реле блокировки бензонасоса. На сервере мониторинга была создана геозона области, за предел которой выезжать запрещено, если быть точным то предел территории был ограничен областью.
    И вот в один прекрасный день в эту фирму приходят 2 парня, берут в аренду Камри, уезжают.
    Спустя какой-то промежуток времени диспетчер замечает, что ТС стоит на границе области уже определенное время без движения. На место выезжает механик и застает такую картину: на обочине стоит их Камри без водителя с севшим в 0 АКБ и сгоревшим стартером.
    Тех ребят нашли, они сознались, что хотели угнать машину в соседнюю область, но на границе области она заглохла, маслали стартером пока он не сгорел и посадили аккумулятор. (Конечно, бензонасос то отключился)

    Что их сподвигло на такой дерзкий поступок я не знаю, как и то, чем кончилась история, но результат системы на лицо.

    Ответить
  2. Виталий Михайлов

    Кратко скажу о себе: я являюсь владельцем небольшой пекарни-кондитерской (печем хлеб натуральный без дрожжевой, и делаем домашнюю выпечку и кондитерку разную вкусную), а также развозим свою продукцию по клиентам. Имею парк из 3 машин для доставки заказов. Клиент у меня достаточно специфический, как говорил Райкин. Т. е. это обеспеченные люди, следящие за своим здоровьем и употребляющие в пищу качественные продукты, чем мы и славимся! Но! Одновременно эти люди и достаточно педантичны к свежести продукции и своевременности доставки. Встал вопрос? Как оборудовать наши машины нужными датчиками, чтобы я знал, что моя продукция доставляется свежей и как контролировать водителей, чтобы успевали к клиенту. Человеческий фактор он играет немалую роль в бизнесе, я доверяю своим сотрудникам, но контроль никогда не помешает! Засел за интернет и после поиска, нашел компанию МСС ГЛОНАСС. Позвонил. Общался со мной Вежливый менеджер и самое главное разбирающийся! Обрисовав ситуацию и свои потребности, получил я исчерпывающую информацию. В итоге! Уже на следующий день приехали специалисты и мне поставили температурные датчики в мои машины и блоки мониторинга МСС ГЛОНАСС. После установки сразу пришла программа на компьютер и ГЛАВНОЕ у них есть приложения под смартфоны. Это было очень кстати, т. к. порой нахожусь в разъездах, а так хочется контроль осуществлять со своего смартфона. Резюмируя, скажу так! Все у ребят Добротно, надежно и просто в управлении!
    А правда жизни в том, что ешьте свежие продукты, обращайтесь к профессионалам для выполнения своих потребностей и будете здоровее:))

    Ответить